Организация индивидуальной работы с обучающимися, имеющими затруднения в обучении и развитии
В рамках модернизации образования назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и передовых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения и развивать самостоятельность учащихся. Сегодня как никогда необходимо развивать индивидуальность, адаптируемость ребенка, его способности самостоятельно решать жизненные социальные проблемы. Одним словом - формировать ключевые компетенции.
Наиболее точно решению этой задачи могут помочь технологии личностно-ориентированного обучения, т.к. именно они ориентированы на формирование его активной позиции. Я на своих уроках занимаюсь практической деятельностью по внедрению основ личностно-ориентированного обучения.
Часто на своих уроках принимаю на себя роль координатора (организатора, помощника) в распределении учащихся по группам с учетом их личностных особенностей в целях создания максимально благоприятных условий для личностной реализации каждого ученика. Часть своих функций я поручаю ученикам. Сильные ученики проверяют работу друг друга или более слабых учащихся. При самостоятельной работе по учебнику, когда вводится новый материал, зачастую не излагаю его, а организовываю беседу по прочитанному, опираясь на высказывания учеников.
В своей работе предусматриваю время для занятий со слабоуспевающими учащимися. На эту работу отвожу 1 час в неделю. На этих занятиях учащиеся не испытывают давления со стороны более сильных учеников. Они оказываются в дружелюбном психологическом климате. В результате чего они постепенно начинают повышать интерес к выполнению домашних заданий, чаще выходят к доске. Для каждого ученика я. стараюсь подобрать способ общения, выявить те задания, которые у ученика вызывают наибольшее затруднение.
В результате на уроках информатики в процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даю упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах и в письменных работах, отмечает положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираю задания по осознанию и исправлению ошибок, проводит подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях. Объем домашних заданий рассчитывается ей так, чтобы не допустить перегрузки учащихся.
Все вышеперечисленные способы и методы работы со слабоуспевающими детьми приносят положительный результат. У учеников наблюдается повышение интереса к предмету, улучшение знаний и умений. А результатом этой работы является отсутствие неуспевающих среди учащихся по информатике за отчетный период.